Canon EF 85mm f/1.2L II USM обзор на личном опыте без погружения в цифры
Великолепные отзывы по картинке Canon EF 85mm f/1.2L II USM, которой награждает данный объектив если с ним научиться правильно и творчески обращаться, безальтернативно преобладают в обзорах фотооптики для системы Canon. Чего только стоит разговоры приверженцев и любителей запредельной светосилы и так называемого высокохудожественного размытия, перед предпочтениями которых и главной их идеей в обязательной необходимости присутствия достойного боке на каждом снимке. Обсуждают, восхищаются, рассматривают как эталон, непременно рекомендуют к приобретению и сами мечтают иметь Canon EF 85mm f/1.2L II USM в своей коллекции фототехники.
А так ли всё прекрасно на самом деле и с боке и со всем остальным..? Давайте разбираться со стороны человека, который пользовался этим объективом в течении достаточно долгого промежутка времени и, в некоторый степени, определился для себя во всех плюсах и минусах этой линзы.
Сразу скажу, что никаких конкретных развернутых цифр из технического тестирования здесь представлены не будут. Все цифры, тесты, замеры Вы можете найти на огромном количестве ресурсов, которые только этим и занимаются, делая на основе этих цифр убедительные для себя и приверженцев подобных обзоров выводы, которые, в свою очередь, мало информативны с точки практического применения. Здесь будут только относительные, с точки зрения личной практики применения выводы, основанные только на личном участии в практике использования данного объектива.
Конструкция Canon EF 85mm f/1.2L II USM
Конструкция объектива выглядит достаточно качественно и вполне соответствует виду премиальной профессиональной модели, маркированной маленькой, но гордой красной буквой L в наименовании. Основная конструкция выполнена из металла. Сверху конструкцию закрывает пластиковая тубусная черная накладка-корпус с окошком шкалы расстояний из достаточно практичного и легкого материала с тонким резиновым покрытием. Надежно удерживается 6-мя видимыми мелкими винтами на основной конструкции. Кольцо наводки на резкость также пластиковое с резиновой ребристой накладкой. Механической связи кольца с механикой конструкции нет, управление ручной наводки на резкость только с электронным сопряжением. Работает только при включенном питании в режиме ручной наводки. Переключатель ручной-автоматической наводки на резкость имеет низкий профиль и неудобен в переключении в работе вслепую на ощупь.
Тяжелый своим килограммовым весом, но со временем быстро привыкаешь к такому весу и перестаешь замечать. Да и в линейке у Canon есть намного более тяжелые модели. Если есть привычка работать с длиннофокусными зумами, то проблем с весом не возникает. Если только для женских рук неудобства работы с таким весом. При работе в руке лежит с достаточно удобным хватом и никаких нареканий не вызывает.
Корпус объектива выглядит довольно хлипким по общей конструкции относительно всей массивности стёкол в нём содержащихся. Это при всём высоком качестве конструкции и материалов. Однозначно лучше ни в коем случае его не ронять и не ударять при работе и транспортировке. Минус конструкции в выезжающем из корпуса «хобота» переднего линзоблока. Даже несильный удар способен помять тонкое кольцо с резьбой под светофильтр. Лучше иметь защитный светофильтр всегда в надетом (накрученным) состоянии. А еще лучше, в целях более надежной защиты всегда держать надетой бленду, даже при транспортировке. Бленда круглая, большого размера, покрыта изнутри антибликовым материалом. Установленная на объектив держится крепко, при этом может свободно вращается. Она, бленда, кстати, крепится не на выезжающий при фокусировке линзоблок, а за сам корпус объектива специальными на ней защелками. «Хобот» не убирается внутрь корпуса при отключении камеры (за исключением новых беззеркальных моделей, где эту функцию можно включить).
Автофокус работает относительно медленно, но достаточно точно даже на полностью открытой диафрагме. Работать на постановочный портрет никак не мешает, но снимать репортаж будет довольно трудно и, в некоторых случаях, лучше отказаться от использования в пользу более приспособленного к этому репортажного объектива. Хотя, при крайней необходимости, например, из-за непредвиденного отсутствия нужной техники в неподходящий момент, никто не запретит пользоваться тем, что есть под рукой. Другое дело, что не всё удастся успеть ухватить в кадр, даже при большом желании.
Волшебная картинка и благоприятные условия съемки
Canon EF 85mm f/1.2L II USM имеет свой характер в плане предпочтения условий съёмки. Лучше всего себя показывает в условиях с малой интенсивностью освещения, вроде приглушенного освещения в студии или ином помещении, как будто для этого специально и был разработан с такой высокой светосилой. Достаточно точно передаёт рисунок и тональности в глубоких тенях, породистая картинка с очень высоким микроконтрастом создают полноценно объёмную сцену на фотографии. На портретах есть возможность добиться того, что люди на фотографии будут отображаться с эффектом как достоверно «живые». Добавляет от себя некоторую атмосферу волшебства в изображение при соблюдении благоприятных для него условий съёмки. Достоверно передаёт цвета при любых условиях, в цветах не чувствуется как избыток насыщенности, так и его недостаток – точь-в-точь как в реальности.
Полноценная высокая (по крайней мере, для портрета) уже с полностью открытой f/1.2 диафрагмы резкость в зоне ГРИП, другое дело в эту ГРИП в несколько миллиметров попасть с первого раза, когда снимаешь, например, портрет крупным планом с относительно близкого до объекта съемки расстояния. Это надо учитывать при использовании объектива на недорогих или старых моделях зеркальных камер с недостаточно совершенной системой автофокуса. На новых современных беззеркальных цифровых камерах со следящем автофокусом по глазам эта проблема заметно менее актуальна. При закрытии до диафрагмы f/2.8 резкость уже становится звенящей.
С моей точки зрения, неприглядно передаёт большие излишне светлые области в зоне нерезкости (боке) на открытых значениях диафрагмы. Стараюсь избегать таких излишних светлых пространств при работе с этим объективом и выбирать в качестве фона более равномерно-монотонные области с более низкой освещенностью, чем передний план и объект съёмки. Вообще, можно сказать, что на свету, на солнце он полностью утрачивает своё качество выдавать свою волшебную картинку. Яркое дневное небо, например, пробивающееся сквозь ветки деревьев в зоне нерезкости на полностью открытых диафрагмах выглядит не совсем ожидаемо для линзы такого уровня эстетичным. Спасает прикрытие диафрагмы до f/2,8, но теряется смысл использования – объектив превращается в обычный заурядный, хотя и очень резкий, практичнее в таком случае взять что-нибудь попроще и универсальное, типа хорошего зума. Но как только солнце начинает касается горизонта, то наступает благоприятное для Canon EF 85mm f/1.2L II USM время, попадает в необходимую для него среду освещения.
Плохо работает с контровым светом, использованием бленды мало влияет на ситуацию.
Хроматические аберрации и волшебное боке
Хроматические аберрации (сферохроматизм, фринжинг) при съемке контрастных объектов на полностью открытой и близких к ней диафрагмах на уровне не приемлемых для любых сюжетов съёмки. Резкие контрастные переходы на контурах просто не перевариваются этой линзой совсем никак, что может говорить о том, что объектив явно разработан и позиционируется не для таких сюжетов. В некоторых случаях от хроматики не удается избавится в полной мере даже в программе обработки изображений. Сюжеты без контрастных переходов на полностью открытой диафрагме передаются без каких-либо проблем. О данных особенностях всегда надо помнить и принимать во внимание во время работы. От хроматических аберраций почти полностью можно избавится, прикрыв диафрагму до f/2.0.
Картинка в зоне нерезкости (боке) отмечена и характеризуется практически всеми пользовавшимися этим объективом как образцово-эталонная. То есть объектив рисует пространство в нерезкости невероятно привлекательным, создается воздушная волшебная картинка атмосферы окружения места съёмки с максимальной пластикой и объёмом в рисунке. Но, еще раз оговорюсь, это происходит не так часто и только при условии соблюдения благоприятных для этой линзы условий съёмки, что возможно только при наработке навыков обращения с ней. Если постараетесь и найдёте общий язык с этим объективом, то он будет достаточно часто радовать Вас своей изумительной и волшебной картинкой. В любом случае, данный объектив только классный инструмент в руках фотографа, сам он ничего красивого не снимает, снимает сам фотограф, а не классная техника в его руках.
Учитывая изложенные особенности с неудовлетворительным уровнем хроматики в контрастных сюжетах, фиксированного фокусного расстояния в 85 мм, фантастической пластичной картинки с изумительно красивой зоной нерезкости (боке), огромной максимальной светосилой, можно сделать вывод, что объектив позиционируется у разработчиков однозначно как специализированный портретный, исключительно для работы при рассеянном приглушенном свете или недостатке освещения в студии или заранее определенных и выверенных по освещению локациях.
Плюсы Canon EF 85mm f/1.2L II USM :
- Высочайшая светосила
- Высокая резкость с открытой, звенящая со значения f/2.8
- Высокий микроконтраст обеспечивает высокую пластику и объемность картинки
- Зона нерезкости по привлекательности на уровне образцово-эталонной
- Максимально точно, без каких-либо неточностей передает цвет
- Максимально точно передает цвет тона кожи на портретах
- Красиво передает атмосферу снимка при не ярком приглушенном свете
- При определённых условиях может порадовать до волшебства привлекательной картинкой
- Полностью раскрывает потенциал полнокадровой матрицы
- Некоторые считают его лучшим объективом системы Canon
- Некоторые переходят на систему Canon ради этой линзы
Минусы Canon EF 85mm f/1.2L II USM :
- Относительно тяжелый по весу, около килограмма
- Достаточно хрупкая конструкция, ронять и ударять не рекомендуется
- Для полного кадра, на кропнутой камере использовать можно, но смысла в этом мало
- Плохо переваривает контровой свет, бленда помогает относительно эффективно
- Большая масса стекла в приводе автофокуса мало приспособлена к репортажной съемке
- Большая дистанция МДФ (минимальной дистанции фокусировки), макро невозможно
- Большие хроматические аберрации (сферохроматизм, фринжинг) на открытой диафрагме
- На солнечном свету и при контрастном освещении становится ничем не примечательным рядовым объективом
- Не универсальный, исключительно специализированный на портретной съёмке
- Высокая цена
Выводы
Фокусное расстояние в 85-мм, медленный, не репортажный автофокус, капризность в плане предпочтений к определенным условиям освещения, малая глубина резкости делают данный объектив крайне мало универсальной линзой. Использование ограниченно специфичностью предназначения почти исключительно для портретной постановочной фотографии с крайней ограниченностью снимать динамические сцены. Но если крайне необходимо снять красивый портрет в студийных условиях при приглушенном свете, то этот объектив в умелых руках способен удивить волшебной картинкой. Крайне рекомендуется для портретных фотографов с творческим подходом, работающих с системой Canon.