Canon EF 50mm f/1.2L USM обзор на личном опыте без погружения в цифры
Общие мнения о Canon EF 50mm f/1.2L USM
Canon EF 50mm f/1.2L USM – светосильный полтинник с капризным характером, требующий определённого подхода в работе, с завышенным ценником относительно своих возможностей. Именно такое общее представление складывается, если почитать сторонние отзывы и неоднозначные мнения пользователей данного объектива на сайтах с отзывами, полистать обсуждения на форумах и тому подобных ресурсах. А ещё складывается впечатление, что отзывы, написанные пользователями, поработавшими с Canon EF 50mm f/1.2L USM или совершенно отрицательные, или на грани восхищения этим объективом. При этом даже те, кто восхищается и считает линзу одной из лучших в линейке Canon совершенно независимо друг от друга сходятся во мнении, что оно ещё и самое сложное в этой линейке. Самое интересное при всем этом, что никто не считает Canon EF 50mm f/1.2L USM совершенно обычным премиальным L-полтинником.
Отступление от темы в котором скажу, что никаких конкретных развернутых цифр из технического тестирования здесь представлены не будут. Все цифры, тесты, замеры Вы можете найти на огромном количестве ресурсов, которые только этим и занимаются, делая на основе этих цифр убедительные для себя и приверженцев подобных обзоров выводы, которые, в свою очередь, мало информативны с точки практического применения. Здесь будут только относительные, с точки зрения личной практики применения выводы, основанные только на личном участии в практике использования данного объектива.
Личная практика выбора полтинника
Закономерно сложилось в моей практике так, что в какой-то момент стал нужен автофокусный полтинник премиальной L-серии от Canon по причине того, что более дешевые модели от этого производителя ну совсем никак не соответствуют моим представлениям о том, как должен выглядеть и какие рабочие нагрузки переносить нормальный крепкий полтинник для работы. Младшие пластиковые модели имеют достаточно хлипкою конструкцию. Да, их, конечно, можно менять по мере прихода в негодность. Но не лучше ли как-то одной покупкой решить проблему и с качеством конструкции и качеством картинки? А разговоры про классную картинку, судя по некоторым хвалебным отзывам в сети, выгодно отличали этот объектив среди прочих.
После приобретения Canon EF 50mm f/1.2L USM. привыкать к особенностям этого объектива пришлось в процессе работы. Совершенно не возникло никаких трудностей, чтобы там не говорили разные в этой области специалисты по обзорам и отзывам. Просто у Canon или этот нормальный полтинник для работы на зеркальных камерах или откровенно хлипкий пластик с явно менее выразительной картинкой. Трудности с ним только при работе на полностью открытой диафрагме. Никогда на маленьком экранчике камеры не понятно попал ли ты в фокус или не попал при достаточно маленькой ГРИП на открытом значении диафрагмы. Но, по крайней мере, процент попадания в фокус на открытой значительно больше, чем у объективов сторонних производителей. И со временем и привыканием попадания и не попадания становятся достаточно предсказуемыми.
Про полтинники сторонних производителей
Также в моей практике была попытка сэкономить с приобретением двух полтинников от стороннего производителя – Sigma AF 50mm f/1.4 EX DG HSM, достаточно крепкими по конструкции и неплохими оптическими характеристиками. Но всё уперлось в непредсказуемое поведение автофокуса этих моделей на зеркальных камерах системы Canon. Почему сразу двух? Да по причине того, что первый имел совершенно непредсказуемое поведение на почве фокус-шифта и массово засорял флешку в фотокамере при съёмке на открытой диафрагме почти одним сплошным браком. Второй же, выбранный из множества экземпляров, хоть и страдал той же болезнью в намного меньшей степени, но положиться на его автофокус в ответственный момент также не представлялось возможным. Ещё пользовался новой моделью линейки Арт от Сигмы – Sigma AF 50mm f/1.4 DG HSM Art. Также слил его на вторичном рынке. Те же проблемы с автофокусом на зеркалках Canon плюс совсем не понравилась картинка, хоть и звеняще-резкая на открытой. Собственно, покупались для работы именно автофокусные модели, которые по разным каким-то причинам с этим никак не справлялись. С этого момента моё знакомство с оптикой сторонних производителей окончено.
Конструкция Canon EF 50mm f/1.2L USM
Объектив выпускается с 2006 года по нынешнее время без конструктивных изменений или выпуска обновлённых модификаций. Конструкция объектива выглядит достаточно качественно и вполне соответствует виду премиальной профессиональной модели, маркированной маленькой, но гордой красной буквой L в наименовании. Внешний вид конструкции выполнен в одном стиле с другим легендарным объективом от Canon – EF 85mm f/1.2L II USM, но только внешне – механика и оптическая схема у их разная.
Основная конструкция внутреннего устройства выполнена из металла. Сверху конструкцию закрывает черный корпус с окошком шкалы расстояний из достаточно прочного материала похожего на покрашенный металл. Кольцо наводки на резкость с резиновой ребристой накладкой. Постоянная механическая связь кольца с механикой и управление ручной наводки на резкость работает во включённом и выключенном состоянии камеры. Переключатель ручной-автоматической наводки на резкость имеет низкий профиль и неудобен в переключении в работе вслепую, на ощупь, в перчатках и т. п.
Оптическая схема
Объектив выполнен по оптической схеме Planar (Планар, Двойной Гаусс, 8 элементов в 6 группах), что, собственно, не подразумевает бритвенной резкости на полностью открытой диафрагме. Однако, одна асферическая линза в схеме не мало способствует достаточному наличию этой самой резкости на f/1.2. В общем-то, все автофокусные полтинники у Canon для зеркальных камер с байонетом EF имеют подобную традиционную схему. Лишь в новой линейке цифровых беззеркальных камер с новым байонетом RF Canon несколько отошли от этой традиции и выпустили Canon RF 50mm f/1.2 L USM по совершенно иной многолинзовой схеме с высоким разрешением под новые матрицы с высоким количеством пикселей. Но речь в обзоре о объективе для зеркальных камер с более-менее вменяемой стоимостью.
Детали
Объектив имеет достаточно ощутимый вес в сравнении с другими полтинниками в почти 600 граммов. Но цифра не запредельная и с удобным конструктивом и дополнительным весом камеры какого-то дисбаланса в руках не ощущается. Передний элемент при фокусировке двигается внутри корпуса, но не напоминает «хобот» как на более дешёвых моделях выходит за пределы конструкции. Резьба под светофильтр 72 мм. Лепестки диафрагмы скруглены и их количество составляет 8 штук. Какие-либо нелицеприятные эффекты из-за малого количества лепестков явным образом на картинке не отражаются. Бленда в комплекте имеет цилиндрическую форму без каких-либо вырезов и прочих лишних эффектных деталей, смотрится строго и аскетично.
Автофокус
Автофокус работает относительно быстро, но не моментально быстро. Точность работы автофокуса на полностью открытой диафрагме на зеркальных камерах зависит от уровня продвинутости этого автофокуса. На недорогих камерах или камерах старых моделей точность попадания на открытой оставляет желать лучшего. На новых цифровых беззеркальных или на зеркальных профессиональных моделях работает точно. По скорости – работать на постановочный портрет никак не мешает, но снимать репортаж будет довольно трудно и, в некоторых случаях, лучше отказаться от использования в пользу более приспособленного к этому репортажного объектива. Хотя полтинник предназначен несколько для других целей, при крайней необходимости, например, из-за непредвиденного отсутствия нужной техники в неподходящий момент, никто не запретит пользоваться тем, что есть под рукой.
Картинка и боке
Объектив относится к премиальной линейке L-объективов для зеркальных камер Canon с байонетом EF. С моей точки зрения и личных предпочтений, за свои относительно большие деньги Canon EF 50mm f/1.2L USM достаточно неплох по картинке и цену свою полностью оправдывает. Это, конечно, смотря о какой картинке идет речь и какой картинке лично Вы отдаёте предпочтение. Если вы любите шикарную киношную картинку как с аналоговой плёночной камеры, то этот объектив, несомненно, Ваш выбор. Любителям же просматривать кадры со стопроцентным увеличением в поиске попиксельной резкости он однозначно не подойдет. С учетом явной особенности этого объектива рисовать красивую киношную картинку на открытых диафрагмах можно сказать разработчики, видимо, при разработке ставку именно на картинку и делали. Хотя пошли на некоторый компромиссы в угоду красоте в картинке и пожертвовали при этом некоторым уровнем резкости на открытых.
Достаточно точно передаёт рисунок и тональности в глубоких тенях, породистая картинка с очень высоким микроконтрастом создают полноценно объёмную сцену на фотографии. На портретах есть возможность добиться того, что люди на фотографии будут отображаться с эффектом как достоверно «живые». Добавляет от себя некоторую атмосферу присутствия в кадре. Достоверно передаёт цвета при любых условиях, в цветах не чувствуется как избыток насыщенности, так и его недостаток – точь-в-точь как в реальности.
С боке у Canon EF 50mm f/1.2 L USM полный порядок в плане художественности. Объектив рисует пространство в нерезкости невероятно привлекательным, создается воздушная волшебная картинка атмосферы окружения места съёмки с максимальной пластикой и объёмом в рисунке. Если постараетесь и найдёте общий язык с этим объективом, то он будет достаточно часто радовать Вас своей изумительной картинкой. В любом случае, данный объектив только классный инструмент в руках фотографа, сам он ничего красивого не снимает, снимает сам фотограф, а не классная техника в его руках.
Резкость
Объектив спроектирован с учётом получения максимально красивой картинки по старой традиционной схеме Planar (Планар, Двойной Гаусс) с минимальной модификацией одним асферическим элементом в схеме и минимальном количестве оптических элементов в схеме (8 элементов в 6 группах). При этом, по всей видимости, пожертвовали высокой резкостью на открытой диафрагме в угоду получения красивого изображения. Рабочая резкость в центре кадра для портрета достигается уже с полностью открытой f/1.2 диафрагмы при неудовлетворительной резкости по углам кадра. Приемлемая «для всего» резкость по всему полю кадра начинается при закрытии диафрагмы до f/2.8. Полноценная резкость достигается на диафрагмах f/5.6 – f/8.0.
Ждать запредельной резкости на открытых диафрагмах от объектива спроектированного с целью получения красивой традиционной кинематографической картинки точно нет никакого смысла. Для получения высокой резкости на открытой лучше поискать другие модели полтинников, специально на это рассчитанные. Объектив Canon EF 50mm f/1.2 L USM предназначен для пользователей, которые понимают, что представляет из себя эта линза и на что она способна в плане картинки. И также представляют в каких качествах она при этом проигрывает, и чем придется ради этой красивой картинки пожертвовать в техническом плане.
Стоит отметить, что на новой линейке беззеркальных камер EOS R автофокуса объектива работает безошибочно точно. Ко всему прочему, резкость на открытой диафрагме намного выше, чем на зеркальных камерах. Работать на открытой f/1.2 можно без каких-либо проблем. Видимо к внутрикамерной коррекции точки автофокуса и коррекции резкости для этого объектива в компании Canon подошли очень серьёзно. Хотя при увеличенном просмотре RAW-файлов явная программная коррекция деталей не наблюдается.
Плюсы Canon EF 50mm f/1.2L USM:
- Высочайшая светосила
- Высокий микроконтраст обеспечивает высокую пластику и объемность картинки
- Один из лучших по «художественности» картинки объектив системы Canon
- Максимально подходит тем, кто ищет кинематографичность картинки
- Зона нерезкости (боке) по привлекательности на высочайшем уровне
- Максимально точно, без каких-либо неточностей передает цвет
- Максимально точно передает цвет тона кожи на портретах
- Красиво передает атмосферу снимка при не ярком приглушенном свете
- При определённых условиях может порадовать до волшебства привлекательной картинкой
- Полностью раскрывает потенциал полнокадровой матрицы
- Неплохо работает с контровым светом
Минусы Canon EF 50mm f/1.2L USM:
- Резкость картинки на зеркальных камерах на открытой диафрагме не выше приемлемой для портрета (к новой линейке беззеркальных камер EOS R это не относится, f/1.2 полностью рабочая)
- Резкость на углах кадра на открытой f/1.2 менее, чем удовлетворительная для любителей звенящей резкости
- Для полного кадра, на кропнутой камере использовать можно, но смысла в этом мало
- Относительно приспособлен к репортажной съемке
- Средняя дистанция МДФ (минимальной дистанции фокусировки), не макро
- Большие хроматические аберрации (сферохроматизм, фринжинг) на открытой диафрагме
- Фокус-шифт на недорогих зеркальных камерах с не совершенным автофокусом (к новой линейке беззеркальных камер EOS R это не относится, автофокус точен, фокус-шифт отсутствует)
- Высокая цена для полтинника
Выводы
Объектив Canon EF 50mm f/1.2 L USM предназначен для пользователей, которые понимают, что представляет из себя эта линза и на что она способна в плане картинки. И также представляют в каких качествах она при этом проигрывает, и чем придется ради этой красивой картинки пожертвовать в техническом плане. Ждать запредельной резкости на открытых диафрагмах от объектива спроектированного с целью получения красивой традиционной кинематографической картинки точно нет никакого смысла. Если Вы понимаете особенности объектива и цели назначения этого полтинника, то крайне рекомендую к использованию. Творческий полтинник с красивой картинкой великолепно себя показывает. А на новых беззеркальных камерах линейки Canon EOS R решены все проблемы с фокус-шифтом и скорректирован уровень резкости на открытых значениях диафрагмы.
Спасибо з обзор. К видео это применимо?
К видео также вполне применимо. Есть много роликов в сети снятых на эту линзу.