Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS USM обзор на личном опыте использования
Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS USM
Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS USM. Суперзум
Некоторое пояснение к обзору
Некоторое время назад был написан обзор на Canon EF 35-350мм f/3,5–5,6L USM, основанный на личном опыте работы с данным объективом. В данном же обзоре пришло время рассмотреть объектив Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS USM, который является логическим и техническим продолжением более ранней модели Canon EF 35-350мм f/3,5–5,6L USM (1993-2004 года выпуска). Основными изменениями в конструкции которого являются добавленный в конструкцию оптический стабилизатор изображения и несколько измененный диапазон фокусных расстояний.
В связи с этим, некоторые абзацы данного обзора, будут перенесены в том или ином виде из предыдущего отдельного обзора на Canon EF 35-350мм f/3,5–5,6L USM с некоторыми изменениями, соответственно касающихся конструктивно более нового Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS USM. Причина такого подхода при написании содержимого обзора в подавляющей конструктивно-технической и внешней идентичности и наследственности конструктивов, а также приёмов работы с двумя данными объективами.
Почему именно 10-ти кратный зум??
А начиналось всë с того, что достаточно давно заинтересовался универсальный суперзумом, чтобы брать в прогулки, поездки, путешествия и тому подобное всего один, но универсальный, с широким диапазоном фокусных объектив. Всё это таскание с собой кучи линз, их частая смена несколько напрягает, и не только мой рюкзак и мою спину, но и отнимает драгоценное время, которое, как известно, надо тратить на фотопрогулке не на преодоление невзгод, а на саму прогулку и, собственно, творческий процесс. Тем более, в условиях репортажа, когда картина событий вокруг динамический меняется и есть возможность упустить хороший кадры меняя один объектив на другой.
Некоторое времени у меня в использовании был объектив Canon EF 35-350mm f/3.5-5.6L USM. Это относительно старый, давно снятый с производства 10-ти кратный суперзум. При всех своих преимуществах, этот объектив всë же достаточно темный по светосиле и ему явно не достает оптического стабилизатора. Снимая им с рук на длинном фокусе даже в ясную погоду приходится сильно задирать чувствительность ISO, что, соответственно, добавляет нежелательный цифровой шум в картинку. Не говоря уже о съемке в пасмурный день, где цифры ISO начинают приближаться к финишным значениям возможностей матрицы камеры.
В данном случае, в статье пришло время рассмотреть более позднюю модель со встроенным оптическим стабилизатором EF 28-300 мм f/3,5–5,6L IS USM.
Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS был приобретен на вторично рынке после несколько продолжительных поисков и в ожидании незатасканного экземпляра по вполне приемлемой для этой модели цене, в отличном состоянии, и после тщательной проверки на месте. Ранее же, некоторое время после решения о покупке попадались экземпляры в состоянии “довольно средненьком”, с подозрительными царапинами в стиле уверений продавца, что “это на изображение никак не влияет”. Совершенно не хотелось брать “кота в мешке” с возможными последствиями, последующим ремонтом или подобными” сюрпризами” . В данном случае всё-таки дождался варианта с отличным ценником на приличный экземпляр. В общем, это уникальная линза для фоторепортера с более, чем 10-ти кратным зуммированием. Для, чего она (есть такое мнение), собственно, изначально и разрабатывалась инженера и Canon.
Какой выбор для системы Canon?
В оптике как, впрочем, и в любой другой технологичной отрасли, большая универсальность без компромиссов не бывает. И обычно за эту универсальность приходится расплачиваться размером, весом, ценой на изделие и, собственно, в данном случае, с зум-объективом некоторой потерей резкости картинки.
В разумной совокупности вышеозвученных свойств, в системе Canon на данный момент существуют два относительно древних (хотя, кому как по древности) объектива. Это старший по древности EF 35-350 мм f/3,5–5,6L USM (годы выпуска 1993 – 2004, без стабилизатора) и его более новая конструктивная модификация с несколько измененным фокусным диапазоном и оптический стабилизатором EF 28-300 мм f/3,5–5,6L IS USM (2004). Обе модели долгое время носили громкое имя “выбор фотожурналистов” от профессионалов на системе Canon. Возможно, что для некоторых профессионалов это ещё далеко не в прошедшем, точнее, будем на это надеяться.
(Замечание)
Сразу оговорюсь, что никакие замеры в данном обзоре представлены не будут, также не будут представлены всякие графики по замерам и прочие замеры по техническим параметрам, я ничем подобным не занимаюсь. Это описание моего сугубо личного частного отношения по объективу Canon EF 28-300 мм f/3,5–5,6L IS USM, основанные на исключительно личной практики работы с этим объективом и ничего более. Более подробную информацию по тестам, графикам, обсуждениям фототехники можно массово найти на соответствующих сайтах. Например:
- LENS-CLUB.RU – База объективов – Canon EF 28-300mm f/ 3.5-5.6L IS USM
- ВЛАДОР.КОМ – Тесты и обзоры объективов
- Клуб FOTO.RU – Форумы обсуждения фототехники
- PROPHOTOS.RU – Тесты объективов
Где использовать Canon EF 28-300 мм f/3,5–5,6L IS USM?
Объектив EF 28-300 мм f/3,5–5,6L IS USM лучшие результаты показывает на полнокадровых зеркальный камерах, хотя на кропнутых (кроп 1.6) камерах также не плох и превращается в объектив с фокусными расстояниями 45-480 мм. С другой стороны, не вижу смысла вешать большой тяжелый полнокадровый объектив на кропнутую камеру. Тем более, если это к тому же изначально камера компактного формата. Будете испытывать дисбаланс эргономический и эстетический. К такой линзе в пару как раз будет любая Canon’ овская “единичка” или полнокадровая камера с батарейным блоком.
Объектив относительно “тёмный” от (f/3.5) на широком конце и до (f/5.6) на длинном. И при отсутствии встроенного стабилизатора даже при достаточном дневном освещении готовьтесь к тому, что почти всегда придётся задирать чувствительность ISO. Хотя, например, у меня поднятие до высоких ISO и работа на таких ISO проблем не вызывает. Это, скорее, предрассудки боязни снимать на повышенных значения ISO и отсутствие опыта работы в режиме высоких ISO. Современные полнокадровые камеры запросто справляются с шумами на высоких значения чувствительности. Относительно высоких, в разумных, конечно, пределах.
Ситуацию в статических сценах в некоторой степени исправляет встроенный оптический стабилизатор, который работает достаточно эффективно. Мне удавалось делать не смазанные снимки с рук на фокусном 300 мм с выдержкой 1/5 секунды. Стабилизатор уверенно держит приблизительно +4,5 ступени экспозиции.
Конструкция Canon EF 28-300 мм f/3,5–5,6L IS USM
В конструкции Canon EF 28-300 мм f/3,5–5,6L IS USM реализована смена фокусных расстояний по типу “тромбона”. Конструкция когда смена фокусным расстояний производится не поворотом кольца на объективе, а перемещением подвижного тубуса от себя для достижения длинного фокуса (к 300 мм) или на себя для приведения к короткому (к 28 мм). В сети есть жалобы, что к работе в данном режиме надо привыкать. Лично мне привыкать нисколько не потребовалось. Нравится возможность создать серию разноплановых кадров в широких пределах без смены оптики. Удобно сняв объект или портрет крупным планом моментально перейти на общий и захватить целую картину происходящего.
Вес, размеры, детали…
Конструкция Canon EF 28-300 мм f/3,5–5,6L IS USM устройства выполнена из металлического сплава, за исключением мелких декоративных деталей и выступающей части оправы переднего линзоблока с резьбой под светофильтр. Кольцо наводки на резкость с резиновой ребристой накладкой. Подвижная часть трансфокатора также снабжена резиновым кольцом. Кольцо фиксатора подвижной части резинового кольца не имеет. Наводку на резкость можно осуществлять как в автоматическом так и в мануальном режиме. Переключатель ручной-автоматической наводки на резкость имеет низкий профиль и неудобен в переключении в работе вслепую, на ощупь, в перчатках и т. п.
Объектив имеет достаточно ощутимый вес в 1,385 граммов. Цифра не слишком запредельная, но при длительном использовании с дополнительным весом камеры реально устают руки. Конструктивно вместе с камерой какого-то дисбаланса в руках не ощущается. Объектив при выдвижении трансфокатора на максимальные фокусные достигает длины в 167,4 мм. Резьба под светофильтр 72 мм. Объектив состоит из 21 элемента в 15 группах, оснащён двумя элементами со сверхнизкой дисперсией. В приводе автофокуса используется ультразвуковой USM мотор для быстрой и бесшумной фокусировки.
Автофокус Canon EF 28-300 мм f/3,5–5,6L IS USM
Достаточно быстрый и цепкий автофокус на зеркальных камерах верхнего ценового диапазона. В таких камерах более продвинутая система, относительно более дешёвых, с более простыми системами фазового автофокуса. На дешёвых кропнутых зеркалках в не достатке освещения и малом контрасте сцены обычно несколько медленнее, особенно может начать рыскать на длинном конце. На беззеркальных полнокадровых камерах Canon с системой DualPixel через переходник работа автофокуса нареканий не вызывает. Всё фокусируется быстро и точно как в следящем так и по выбору точек. Есть рекомендации и некоторые мнения по отзывам в сети использовать этот объектив в связке с EOS 1Dx для получения лучших результатов. Я поработал в этой связке и нареканий на работу и картинку для себя не обнаружил, всë просто великолепно, разве что общий вес относительно большой. Со всеми вытекающими неудобствами большого веса и больших габаритов.
Качество картинки Canon EF 28-300 мм f/3,5–5,6L IS USM
На счёт картинки, я бы сказал, что она вполне соответствует заявленной, как для премиальной L-серии объективов Canon для байонета EF с некоторыми оговорками. Исходя из того, что это как никак 10-ти кратный суперзум, с максимально возможным диапазоном трансфокации, выдвигать какие-то качественные претензии в сравнении с фикс-объективами и объективами с меньшим диапазон трансфокации не совсем верно, если не сказать не совсем уместно. Объектив выдаёт вполне правильную и сочную по цвету картинку, в плане цвета претензий никаких я не нашёл. Резкость у объектива достойная во всём диапазоне фокусным расстояний. Полностью разрешает сенсор камер Canon профессиональной серии EOS 1Dx без каких-либо оговорок. Что с лихвой хватает в большинстве случаев подготовки изображений в фотожурналистике, для Web-контента, домашнего фотоархива и прочего.
Дисторсия и хроматика, как Вы могли догадаться, на этом 10-ти кратном чуде техники тоже присутствуют. Объектив демонстрирует некоторую бочкообразную дисторсию и хроматическую аберрацию в широкоугольном положении. Хроматические аберрации хорошо заметны по контуру веток на фоне неба, но как всякая хроматика неплохо убирается в редакторе.
Разбирать качество боке на этом относительно “тёмном” 10-ти кратном суперзуме особого смысла не имеет. Его предназначение изначально несколько иное. Можно сказать, что если использовать его для портретной съёмки, за неимением под рукой соответствующего портретника, на высоких значениях фокусного расстояния, то боке достаточно приятное, не раздражающие, явно не “нервное”. Использовать вполне возможно, но ожидаемо не сравнимо с боке с соответствующего по фокусным светлого портретного фикс-объектива.
У объектива сравнительно небольшая минимальная дистанция фокусировки МДФ – 0,6 м. При желании можно использовать его как макро при сёмке объектов крупным планом. Не совсем мелких, таких как монеты, насекомые и т. п., но свадебные кольца на подушечке или свадебный букетик красиво снять крупным планом вполне возможно.
“Подводные камни” при покупке Canon EF 28-300 мм f/3,5–5,6L IS USM
Если у Вас возникнет желание приобрести данный зум-объектив, то в первую очередь обращайте внимание на состояние красочного покрытия на корпусе под выдвинутом до конца (на фокусное 300 мм), там где находится шкала с нанесенными краской значениями фокусных расстояний. Трансфокатор в не зафиксированном состоянии должен перемещаться свободно во всëм диапазоне фокусных расстояний, без каких-либо малейших затруднений где либо вначале или в конце своего диапазона. При наличии малейших следов царапин на красочном покрытии покупать такой экземпляр крайне не желательно. Также не желателен к покупке экземпляр, у которого недостаточно хорошо зажимает кольцо фиксатора выдвижной части трансфокатора, или оно при перемещении трансфокатора царапает краску.
Обратите внимание на серебристое кольцо на уровне передней линзы на котором нанесена маркировка модели объектива. На ней есть три отверстия под мелкие винты крепления. На не бывшем в ремонте объективе эти винты запечатаны пластиком. Если отверстия (по всей видимости, играющие роль нечто вроде своеобразных предохраняющих пломб) расковырены и видно металлические винтики, то такой объектив вскрывали для ремонта. Ремонт данной конструкции объективов с push-pull трансфокатором достаточно сложен и не факт, что объектив собран и настроен после ремонта достаточно грамотно.
Крайне не советую не покупать любые объективы прошедшие ремонт. Также как и со следами длительного профессионального использования.
Плюсы:
- – очень большой диапазон фокусных расстояний;
- – механизм push-pull, позволяющий, при должной наработанной привычке, делать моментальную трансфокацию на нужные фокусные;
- – общая практическая универсальность линзы – не нужно с собой таскать наборы объективов, тратить время на их замену;
- – качество картинки, детализация, качество цветопередачи данного,10-ти кратного L-суперзума значительно выше аналогов от других производителей;
- – наличие оптического стабилизатора;
- – достаточно небольшая МДФ;
- – относительно неплохо для старой модели работает с контровым светом;
Минусы:
- – присутствует не исправленная дисторсия;
- – отсутствуют профили коррекции во всем известном фоторедакторе;
- – присутствуют хроматические аберрации на открытой, хорошо заметны по контуру веток на фоне неба, но как всякая хроматика неплохо убирается в редакторе;
- – старая EF модель, для беззеркалок только через адаптер;
- – сложно найти экземпляр в отличном состоянии на вторичном рынке;
- – достаточно тяжелый. В связке с тяжелой “единичкой” явный перегруз по весу для длительного комфортного использования;
Выводы
Объектив Canon EF 28-300 мм f/3,5–5,6L IS USM объектив для пользователей, которые однозначно понимают, что представляет из себя эта линза и для чего они её покупают. А также представляют в каких качествах она при этом выигрывает, и чем придется ради этого пожертвовать в техническом и эстетическом плане. Большая универсальность же не бывает без компромиссов. Ждать, например, запредельной резкости или большой светосилы от объектива спроектированного с целью моментальной смены фокусных расстояний на значения не доступные для обычного зума желание похвальное, но технически разработчиками, на данный момент, мало выполнимое.
Canon Canon EF 28-300 мм f/3,5–5,6L IS USM это про то, когда нужен универсальный суперзум, чтобы на прогулках, путешествиях, в фотожурналистике не таскать за собой кучу объективов, не искать каждый раз место куда их вывалить из рюкзака (часто в траву) и терять драгоценное время, чтобы заменить на нужный, а ловить быстро меняющийся момент в кадре. Canon EF 28-300 мм f/3,5–5,6L IS USM про то, когда предварительно не знаешь какой именно объектив с каким именно фокусным тебе понадобится. Большой, тяжелый, тёмный и далеко не однозначный, но самый универсальный по фокусным. Делать рекомендации к покупке тоже достаточно сложно. Тем, кому нужна максимальная универсальность в выборе фокусных – это вполне приличный вариант, за относительно небольшие деньги, со своими плюсами и компромиссами.